В настоящей статье расскажем вам о наиболее частых и распространенных способах и видах дистанционных хищений денежных средств с банковских карт, а также о краже персональных данных.
Преступления в интернет сфере, а так же с использованием телекоммуникационных технологий, связанных с хищениями денежных средств граждан с использованием интернета и средств мобильной связи, получили широкую популярность и остаются в тени, за счет того, что мы не видим, а за частую не слышим преступника.
Как правило, жертвами мошенников при совершении хищений в данной сфере становятся наиболее незащищенные слои населения (лица преклонного возраста, пенсионеры, подростки), а так же лица, не обладающие навыками пользования компьютерными и мобильными техническими устройствами.
Наиболее распространенными являются следующие способы хищений:
1)
«Следственный комитет или ФСБ». Злоумышленник представляется сотрудником банка, полиции, прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета, используя IP-телефонию звонит потерпевшему с подменных номеров и информирует гражданина о подозрительных финансовых операциях по его банковскому счету, попытках оформления кредита, перевода денежных средств с его счета, либо сообщает о розыске, задержании преступников, совершающих хищения денежных средств с расчетных счетов граждан, при этом извещает о необходимости соблюдения некой «тайны следствия».
Далее, используя методы психологического манипулирования и пользуясь доверчивостью, злоумышленник вынуждает потерпевшего сообщать персональные данные, сведения о финансовом состояния, наличии автотранспорта в собственности. Затем, находясь под психологическим воздействием мошенника, потерпевший переводит денежные средства на якобы безопасные расчетные счета.
2)
Мошенничества с банковскими картами, при совершении которых потерпевшему на мобильный телефон поступает звонок якобы от службы безопасности банка и сообщается ложная информация об ошибочном переводе денежных средств, которые преступники требуют вернуть путем их перевода на сообщаемый ими потерпевшему счет, или «угрозе» блокировки банковской карты якобы по причине сбоя в программном обеспечении банка, либо попытках несанкционированного списания денежных средств со счета, сообщая при этом дальнейшие инструкции.
Сюда можно отнести и «приобретение товаров и услуг используя Интернет», когда злоумышленник использует сайты-двойники, посредством которых получает данные банковской карты, доступ к расчетному счету, с которого списываются денежные средства. Но главная цель мошенников - получение у потерпевшего номера пин-кода и номеров CVV- кодов.
3)
«Якобы родственники». В телефонном разговоре мошенники сообщают потерпевшему о необходимости оказания помощи его близкому человеку или родственнику, который типо попал в беду, например его задержали за совершение преступления, и просят перевести деньги для решения вопроса и откупа.
4)
«Мошенничество по телефону», в ходе которых «жулик» сообщает о якобы участии в розыгрыше призов, участие в лотерее, получение компенсация за какую-либо работу, за ранее приобретенные некачественные биоактивные добавки, лекарства, или за пандемию), предлагается перевести денежные средства за пересылку товара, оплатить пошлины, проценты и т.п., либо просят указать счет, номер карты, куда якобы будет осуществляться перевод. Также мошенники могут представиться сотрудниками социальных служб, сообщить о возможности приобретения льготных путевок, выгодного обмена денежных средств и т.п.
5)
«Вирус в телефоне». На телефон или на электронную почту, приходит сообщение с просьбой перейти по определенной ссылке, либо предложение установить программу (заведомо вредоносной) под предлогом защиты от хищения денег. При переходе по ссылке и установке программы, на телефон скачивается «вирусная программа» и происходит списание денежных средств со счета.
6)
«Взлом социальной сети». Мошенники взламывают персональную страницу в социальной сети или мессенджер, и отправляют сообщения с просьбой перевести деньги в долг от имени друга, либо появляется информация о необходимости собрать деньги на лекарства для спасения чьей-то жизни.
7)
«Интернет игры или блогеры». Мошенники под различным предлогом заставляют подростков школьного возраста разглашать данные своих или родительских банковских карт.
На сомнительных и неофициальных сайтах предлагают «бесплатные» игровые предметы, имущество и ценности. Например, «скины» (визуальные образы) в популярных играх, либо определенные дополнения и некие коды активации для игры например «Minecraft». Аналогичным образом организовано информирование учеников в социальных интернет-сетях или мессенджерах о якобы выигрыше в проведенном розыгрыше. Однако для получения указанных «призов» требуется предоставить данные банковской карты.
Имеют место случаи, когда розыгрыши действительно проводятся известными «блогерами» (публичными медийными персонами, создающими и публикующими в сети «Интернет» определенный контент) и школьник может участвовать в них. Однако до официального объявления победителей такого конкурса злоумышленники могут назваться представителями организаторов и попытаться получить конфиденциальную информацию (платежные данные).
Кроме того, мошенники предлагают ученикам возможность «заработать в Интернете», используя различные схемы, в том числе финансовые пирамиды и криптовалютные проекты. Подростки, вкладывая деньги в эти проекты, в надежде легкого заработка, рискуют потерять свои средства, которые в итоге попадают на счета злоумышленников.
Указанный выше перечень хищений и обмана граждан не исчерпывающий, незащищенных граждан, путем обмана втягивают и вынуждают приобрести товары и услуги с получением различных заемных денежных средств и потребительских кредитов под высокий процент, существуют различные схемы о якобы вступление в «наследство», участие в брокерских сделках, приобретение криптовалюты и т.д.
«Бесплатные деньги» Кроме того, если вам на карту пришли деньги от неизвестного отправителя, а затем он попросил вас вернуть их, сообщите человеку, что вы не против возврата. Но при этом отправитель должен сам обратиться в свой банк с заявлением, что совершил ошибочный перевод. И если все его действия были законными, а денежные средства были переведены ошибочно, то банк обязательно отменит платеж, а деньги вернутся адресату.
При этом получившему деньги нужно позвонить в свой банк и сообщить, что ему поступил неизвестный перевод. А затем тоже написать заявление на возврат ошибочно зачисленных денег.
Целью каждой из вышеуказанных схем хищений является вступление в доверительный контакта с потенциальной жертвой, в том числе используются различные психологические знания, умения и приемы, а потом уже создание условий, при которых доверчивые граждане бессозонательно выполняют любые требования злоумышленников и остается с пустыми денежные счетами.
Подводя итог, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №3» обращает внимание и предупреждает население Василеостровского района Санкт-Петербурга и жителей города, о бдительности и осторожности при получении телефонных звонков и сообщений от неизвестных лиц представляющихся сотрудниками банка, правоохранительных органов сообщающих о переводе каких-либо денежных средств, блокировки счетов или якобы хищении у вас денег. Не совершайте никаких переводов.
Незамедлительно сообщайте полученную информацию в правоохранительные органы по телефону 112. Позвоните родственника или близким друзьям, людям которым вы доверяется и расскажите о случившемся звонке, НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ на ЕДИНЕ СО ЗЛОУМЫШЛЕННИКОМ!!!
Кроме того, не принимайте участи в телефонных разговорах, где собеседник может вам сообщить о каком-либо денежном выигрыше, получений компенсаций или участии в денежной лотереи , а так же предложении приобретения различного рода услуг.
ЗНАЙТЕ, это уловки злоумышленников и телефонных мошенников! Автор статьи: Лысенко Анатолий (специалист ГОиЧС СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №3)